Ока

Ока. Источники 1Х-Х столетий называют её «русской рекой», «рекой Рус». Одна из крупнейших на Восточно-Европейской равнине рек. Бассейн Оки охватывает почти все центральные области России (Орловскую,Ярославскую, Калужскую, Липецкую, Брянскую, Тамбовскую, Тульскую, Московскую, Рязанскую, Владимирскую, Пензенскую, Нижегородскую). В бассейне Оки течёт и Москва-река, давшая имя столице России. Москва-река впадает в Оку в районе древнейшей Коломны. Начало её – на Среднерусской возвышенности, на Орловщине. Протяженность реки – 1500 километров. Площадь бассейна – 245 тысяч кв. километров (что сопоставимо с территорией, например, Великобритании). Вскрытие ото льда Оки происходит обычно в первой декаде апреля, ледостав же – в начале декабря. На территорию Московской области Ока «вступает» у села Слемские Борки и протекает на протяжении 204 километров; на этом отрезке в неё впадают: слева – Протва, Нара, Лопасня, Каширка, Цна; справа – Беспут, Большое Смедово, Осётр. Клязьма же впадает в Оку за пределами Московской области. На реке Ока – старинные подмосковные города: Серпухов, Кашира, Коломна; заслуживают упоминания Ступино, Озеры, Луховицы. По ней проходил древнейший водный путь из Черниговских земель в земли Рязанские, Владимиро-Суздальские, Муромские. Ока – важнейший из рубежей обороны Московии, посему её уважительно именовали «поясом Богородицы». В конце ХУ столетия у берега реки основали славяне Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. В названии монастыря отразилась особенность ландшафта – зыбучие ослепительно-белые пески на бесконечных речных пляжах.


  Цветаевский лиро-эпический цикл "О к а": "Волшебство немецкой феерии, Темный вальс, немецкий и простой... А луга покинутой России Зацвели куриной слепотой. Милый луг, тебя мы так любили, С золотой тропинкой у Оки... Меж стволов снуют автомобили, - Золотые майские жуки". Тоска по Родине...  - "Ах, золотые деньки! Где уголки потайные, Где вы, луга заливные Синей Оки? Старые липы в цвету, К взрослому миру презренье И на жаровне варенье В старом саду. К Богу идут облака; Лентой холмы огибая, Тихая и голубая Плещет Ока. Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, - Маленькой, мирной Тарусы Летние дни"...  Боль разлуки... Сладость и пронзительная нежность воспоминаний... О Родине - издалека... - 

"Всё у Боженьки - сердце! Для Бога Ни любви, ни даров, ни хвалы... Ах, золотая дорога! По бокам молодые стволы! Что мне трепет архангельских крылий? Мой утренний рай в уголке, Где вереницею плыли Золотые плоты по Оке". Окский пейзаж... Родное русское приволье и раздолье... Золотое детство... Счастье - утром, днём, вечером, ночью... - "Пусть крыжовник незрелый, несладкуий, - Без конца шелухи под кустом! Крупные буквы в тетрадке, Поцелуи без счета потом. Ни в молитве, ни в песне, ни в гимне Я забвенья найти не могу! Раннее детство верни мне И березки на тихом лугу".

  "Открытие мира"... Постижение и расширение границ, горизонтов прекрасного, доброго, родного...-

"Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Всё так же сонными лугами Лениво движется Ока; Колокола звонят в тени, Спешат удары за ударом, И всё поют о добром, старом, О детском времени они". Роскошество изобразительно-выразительных средств, чутко-трепетная метафоричность, психологически-философская глубинность, "родниковость" поэтического синтаксиса: "О, дни, где утро было рай И полдень рай и все закаты! Где были шпагами лопаты И замком царственным сарай. Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Всё так же сонно-тяжело Качаются на клумбах мальвы...".

  Нравственно-духовный идеал... Эстетический идеал... Художественно-этические у р о к и  Мастера, Чародея Слова, Повелителя Образа...  - "В светлом платьице, давно-знакомом, Улыбнулась я себе из тьмы. Старый сад шумит за старым домом... Почему не маленькие мы? Почернела дождевая кадка, Вензеля на рубчатой коре, Заросла крокетная площадка, Заросли тропинки на дворе...".  Автобиографическому повествователю ведомы самые глубинные, родниковой чистоты и свежести, чувства. Поэтесса-чаровница "адресуется" ко всему заветному, трепетно-приветному, несказанно-трогательному, интимному ("Не целуй! Скажу тебе, как другу: Целовать не надо у Оки! Почему по скошенному лугу Не помчаться наперегонки. Мы вдвоем, но, милый, не легко мне, - Невозвратное меня зовет! За Окой стучат в каменоломне, По Оке минувшее плывет... Вечер тих, - не надо поцелуя! Уж на клумбах задремал левкой... Только клумбы пестрые люблю я И каменоломню над Окой".
  Бунинские пейзажи "окского" цикла... Бунинский "Разлив" (1903 - 1904): "Лишь брезжится закат на взгорьях сквозь верхушки, Блестит, как ртуть, вода по лужам на песке, Дрожит в разливе рябь, да сонные лягушки Звенят чуть слышно в тростнике".
  Москва-река и Ока синеокая... Им посвятили свои лирические исповеди многие поэты... Ока есенинская...

"Легла дорога в Константиново, Среди полей неширока, Нас трижды в платьице сатиновом Встречала вольная Ока. Оно повыцвело от солнышка И полиняло от ветров. Ока волной стучала в донышко и поднимала круто бровь" (А.А. Прокофьев). Окско-есенинский цикл прокофьевских "хождений" на Оку ("Рощи и леса мои шумят века. Вот они, те самые, Рязань, Ока... Ока, окоём... С лугом бирюзовым над Окой").

  Владимир Фёдоров (автор "Сумки, полной сердец") по-своему "видит" Оку ("Над Окой снежок, снежок, слякоть, мгла осенняя... Мне до слёз мила, близка эта зыбь осенняя, эта плавная Ока, моего отца река и река Есенина").